az / ru

Главная > Новости > В мире

Полеты космонавтов к Марсу смертельно опасны

24.10.2014 15:42

К моменту запуска пилотируемой миссии на Марс исследование Солнечной системы может стать смертельно опасным занятием, утверждают американские ученые. Уже сейчас начался период низкой солнечной активности, из-за чего участники пилотируемой миссии на Марс, которым предстоит провести в космосе больше года, подвергнутся более сильному радиоактивному облучению, чем было принято считать ранее. Планы землян по отправке пилотируемых миссий на Марс и к астероидам могут быть сорваны, сообщается в статье, опубликованной в журнале Space Weather. Коротко об исследовании рассказал New Scientist.

Солнечную систему пронизывает космическое излучение (частицы высоких энергий, наиболее опасные для человеческого организма). Они могут повредить оборудование и вызвать необратимые изменения в человеческой ДНК. Магнитное поле Земли защищает людей от большей части этой радиации, но мощность этого «щита» колеблется на протяжении 11-летнего солнечного цикла. Последний пик активности нашего светила — солнечный максимум — был аномально слабым, и эффективность магнитного поля звезды снизилась. Магнитное поле Земли защищает людей на ее поверхности, а также на МКС, но ослабление активности Солнца может сослужить плохую службу тем, кто отправляется за пределы земной орбиты, убеждены американские ученые.

Чтобы спрогнозировать уровень радиационного излучения в текущем периоде солнечной активности, Нэтан Швадрон (Nathan Schwadron) и его коллеги использовали показания приборов Лунного орбитального зонда (Lunar Reconnaissance Orbiter) НАСА. Если прогнозируемый уровень радиации превысит установленную норму на 3 процента, агентство не станет подвергать астронавтов риску преждевременной смерти от раковых заболеваний. Ученые выяснили, что к 2020 году в ходе полета к Марсу женщины-астронавты получат большую дозу радиации уже спустя 250 дней, проведенных в космосе, а мужчины — приблизительно на 350-й день.

Полет к Марсу и возвращение на Землю займут как минимум год, и почти столько же времени потребует запланированная на 2020-е годы высадка на астероид. Таким образом, опытным астронавтам, уже подвергавшимся воздействию космической радиации, нельзя будет участвовать в этих миссиях без риска для жизни.

Ситуацию могла бы спасти более плотная алюминиевая обшивка космических кораблей, но это решение увеличит их массу до недопустимых пределов. С нынешним уровнем развития энергетики они не долетят до цели. Обойти проблему может помочь другой подход к отбору астронавтов: искать более генетически устойчивых к радиации индивидов и давать им новые лекарственные препараты, смягчающие воздействие излучения на организм.