az / ru

Главная > Новости > В мире

Ученые обнаружили следы морфина на страницах рукописи "Мастера и Маргариты"

27.11.2015 11:27

В новой работе исследователи собрали белки и органические вещества с поверхности десяти страниц рукописи романа «Мастер и Маргарита» и провели масс-спектрометрический анализ. Результаты показали наличие на бумаге следов морфия и его производных, а также биомаркеры болезни почек, которой страдал Булгаков в последние годы жизни.

Исследование, проведенное специалистами из Италии и Израиля, опубликовано в Journal of Proteomics.

«Мастер и Маргарита» — одно из наиболее известных произведений Михаила Булгакова, над которым он трудился в последние годы своей жизни. Ранее считалось, что к тому времени он уже перестал употреблять морфий, однако новое исследование опровергает это предположение.

В своей работе ученые анализировали 10 случайным образом выбранных страниц из 127 черновиков, которые сохранились в собрании Российской государственной библиотеки и частных коллекциях по всему миру. Для сбора материала с поверхности применяли смесь двух типов небольших (диаметром около 10 мкм) частиц, которые имели разную физико-химическую основу взаимодействия с веществом. Такой подход обеспечил большую полноту «впитывания» вещества с поверхности рукописей. Смесь оставляли на страницах в течение часа, а затем собранные вещества хроматографически разделяли и проводили масс-спектрометрический анализ. Для контроля ученые брали раствор чистого морфина.

Результаты измерений показали, что отдельные страницы «Мастера и Маргариты» содержат до 100 нг/см2 морфина. Ученые полагают, что наркотик мог попасть на страницы двумя путями: через слюну и отпечатки пальцев автора (в случае приема внутрь) или только через отпечатки (при выделении с потом). Также на масс-спектрах образцов заметны пики, которые соответствуют не только морфину, но и продуктам его разложения в организме.

Некоторые страницы, к примеру эпизод с диалогом между Иешуа и Пилатом, содержат довольно небольшое количество морфина — около 5 нг/см2. В то же время другие части, над которыми писатель подолгу трудился и не один раз переписывал, содержат достаточно высокие концентрации вещества. Так, на странице с планом романа обнаружено до 100 нг/см2 морфина.

Авторы статьи полагают, что Булгаков использовал морфий в качестве обезболивающего, поскольку на бумаге были также обнаружены три белка, которые указывают на развитие нефротического синдрома, которым страдал писатель. Исследователи считают маловероятной гипотезу, что наркотик употребляли служащие тайной полиции, к которым попала рукопись после конфискации. По мнению ученых, для них более характерно употребление тяжелых веществ.

Известно, что многие люди творческих профессий (в частности, писатели) используют химические вещества, чтобы «подхлестнуть» воображение, а новый метод позволит отследить их вредные привычки по рукописям. Одним из главных преимуществ описанной технологии является то, что для ее реализации не приходится разрушать ценные артефакты, в отличие от ранних методик.